Похвастаться мы любим. Если не собой, то кем-то. А когда рейтинг популярности этого кого-то и спустя годы устойчив, желание хвастаться приобретает административно-территориальный размах.
Сергеем Журбенко гордится Карьер. В этом частном секторе он родился, сделал свои первые шаги и впервые побежал за мячом. Сокол, куда семья переехала позже, тоже выдвигает Сергея на видное место. Гордится им и весь болельщицкий Липецк, потому что он блистал на газоне главного стадиона города. И Тамбов, если речь заходит о футболе, воспоминаниям о Журбенко не нарадуется — он в числе рекордсменов местного клуба по числу сезонов и матчей, сыгранных за этот регион. И везде его считают своим…
Спорт с халявой не братается
В раннем детстве его спортивные пристрастия обозначила… шайба. Не настоящая, а миниатюрная — из настольной игры в хоккей для детей и взрослых. Во время очередного принципиального и пылкого поединка со старшим братом Виктором именно она оказалась в центре внимания, когда чёрный кружочек вновь вполз в его ворота. Аккурат в этот момент игровое терпение Журбенко-младшего лопнуло и запустил он подобие шайбы брату в лоб. Кулачную разборку прервал отец, который и принёс настольную радость в дом, чтобы приобщать детей к спорту. Он же устно и наказал младшему: любишь выигрывать — учись побеждать, спорт с халявой не братается.
Второй раз вмешательство отца понадобилось, когда перед братскими глазами опять маячила шайба, но уже натуральная. Схватка была хоккейная, с клюшками, но без коньков. Очный поединок братья устроили между бордюрами обледеневшей проезжей части. Место было популярным и безопасным, так как легковые автомобили ещё считались роскошью. Подсветки от уличных фонарей братьям на двоих тоже хватало, правда, их игровые периоды регламентировал отец. Он и выскакивал на крыльцо, чтобы напоминать игрунам про недетское время. Раз выскочил, два, а потом от отцовского ремня сработала финальная сирена. Досталось старшему, хотя дополнительные временные добавки выпрашивал младший — очень ему хотелось завершить принципиальный матч хотя бы вничью. В итоге и мирного исхода не добился, и расстроился ещё больше…
Посредники-попутчики
Спортом раньше жили и занимались все — посезонно и повсеместно. Причём с детства. Распахивались двери дворцов и домов культуры, учебных заведений и комнат школьников, звали петь и танцевать, лепить и рисовать, ставить спектакли и играть роли любого плана. Сама жизнь представлялась доброй игрой, и навязаться к счастливому детству в друзья хотелось каждому. Но самым прилипчивым оставался футбол — у всех на виду, с виду и самый доступный. В него Сергей Журбенко играл и на Карьере, и на Соколе. Там, где жил, там сообща и играли.
И всё же предоставленный улице футбол без взрослого присмотра не оставался. В начале 70-х детский футбол областного центра пристроила комплексная спортшкола при облоно. Там, где были стадионы с игровыми полями, туда направляли и специалистов. На Соколе с детьми работал Юрий Сухомлинов, в посёлке тракторостроителей — Владимир Поваляев, на Новолипецке — Анатолий Паршин, по соседству с военным городком — Владимир Леонов, на Сырском Руднике — Владимир Каратаев.
Футбол организованный и регламентированный Журбенко как раз и почуял, когда записался в секцию на Соколе. К тому времени на сокольский стадион перевели Каратаева. С тренером Сергею повезло. Впрочем, всем, кто знался с Каратаевым, везло. И коллегам, и его питомцам, и знакомым по внерабочему времени. Балагур и весельчак, душа любой компании, он находил общий язык со всеми. Ушёл из жизни он безвременно, скоропостижно. Наслоившиеся годы и будни давно приглушили траурную тональность ощущений, но все, знавшие Владимира Тихоновича, до сих пор поминают его добрым словом…
В своей детской секции Каратаев никого не выделял. «Звёздные» амбиции дворового уровня фильтровались, и на первый план подталкивались командные взаимодействия. Точнее, «коронки» и финты с заготовками на все случаи футбольного бытия, уже испробованные и проверенные на соратниках и соперниках в дворовых баталиях.
Журбенко до сих пор не знает, за какие качества его примечали. Пожалуй, в одном сходятся очевидцы — его каком-то врождённом желании и умении пахать. Это тоже своеобразный дар, который не ко всем прилипает с детства. Журбенко любил себя напрягать, причём не гнушался черновой работы. На столь бросающийся в глаза аргумент обратил внимание и первый тренер. Про эти же личные качества своего подопечного Каратаев поведал и Поваляеву, которому передавал своих питомцев для нового уровня готовности. Забегая вперёд, скажем, что готовыми для «Металлурга» из того выпуска оказались двое, два Сергея — Поляков и Журбенко.
Но перед этим секция Каратаева поменяла свою прописку — с Сокола переехала на территорию средней школы № 52 с футбольным полем. В ту пору популярными становились специализированные, сориентированные на футбол классы с раздельным обучением мальчиков и девочек. Подобные спецклассы появились в 36-й школе, где ребят тренировал легендарный Евгений Эськов, в 46-й, где директором был в прошлом и сам небезызвестный спорт-смен Серафим Иванович Шмаров. Инициаторы этого почина находили общий язык на самых разных уровнях, и состав «Металлурга» воспитанники спецклассов пополняли регулярно.
Для «Металлурга» из футбольной школы в ту пору, повторюсь, сгодились два Сергея. Но первым в основном составе появился Журбенко. Он и из команды ушёл гораздо позже — больше него матчей за родной регион сыграл лишь Коля Анненков.
Собиралась впрок команда
2 мая 1983 года стартовал очередной — 18-й сезон «Металлурга». В этот же день началась футбольная карьера 17-летнего Сергея Журбенко.
К тому времени «Металлург» реабилитировался полностью, по крайней мере, уже пятый год выступал он под своим именем. После провального 1974-го, команде, как известно, здорово досталось, футбольный негатив с липецким окрасом растёкся от Москвы до самых до окраин. Для дальнейших турнирных баталий коллективу города металлургов рекомендовали поменять даже название — в турнирных табличках и программках замаячил «Новолипецк».
Но время лечит, а ностальгия по дерзкому дебюту команды молодого областного центра в сезоне-73 подталкивала к тому незабываемому футболу. Для этого старым привычным названием стали привлекать и новых тренеров. Фамилии наставников замелькали — Михайлов, Михалёв, Литвинов. Публика заметно взбодрилась, оживилась, но выше призовой тройки — на другой, всеми желаемый уровень, команде взлететь не удавалась. А затем пригласили Бориса Стрельцова — мастера спорта и подающего надежды наставника, молодого, сорокалетнего, но уже отмеченного званием «Заслуженный тренер РСФСР».
Первым своим липецким результатом местных болельщиков Стрельцов особо не порадовал — четвёртое место в пятой зоне, где в 1982 году тон задавали белорусские
команды — «Днепр» из Могилёва и «Химик» из Гродно. Другого ждали поклонники от очередного приезжего наставника. По крайней мере, надеялись, что будет предпринята попытка побиться в финальную пульку, где оспаривалась путёвка в футбол нового уровня. Попытка внятной не получилась — понадобились перестановки и в обороне. В армию, в смоленскую «Искру», призвали Виктора Кукина и Юрия Абрамова, от привычного квартета в линии защиты остался дуэт Олег Лизнёв и Николай Анненков. Состав заметно посвежел новыми именами. Пригласили Зенона Угрина, Геннадия Гришина, Анатолия Берсенаса, Юрия Разнова.
Собственно, ничего особенного не произошло: липецкий футбол продолжал «вариться в собственном соку» и делал ставку на воспитанников липецких, елецких, данковских спортшкол и игроков областного чемпионата. Судя по всему, Стрельцов формировал команду впрок, для новых свершений и, надо отдать ему должное, с вышеперечисленными игроками тренер-варяг не ошибся, а данковчанин Гришин в составе столичного «Торпедо» добился затем и всесоюзного признания. Со стороны пригласил Стрельцов Александра Игнатенко — мастера спорта и чемпиона страны в составе ворошиловградской «Зари», правда, был он из тех, кому за 30.
Но все возрастные сомнения «новичок» довольно быстро развеял. В полной красе проявился опыт в сочетании с мастерством, трибуны во весь голос заговорили о пользе «стандартов», а Липецк, наконец, вживую увидел «сухой лист» — в исполнении Игнатенко. Вот в такую команду попал 17-летний Журбенко в сезоне-1983.
Дебютная «притирка»
Дебютный день — 2 мая 1983 года — врезался в память Сергея на всю жизнь. То, что он приехал вместе с командой в Курск, ещё ничего не предвещало. К способным и перспективным дублёрам Стрельцов и до этого присматривался. Тех, кто приглянулся, привлекал к тренировкам «Металлурга» по полной программе. Брали молодых игроков и на выездные матчи. Место в автобусе и на скамейке запасных выхода на газон чужого поля во время матча ещё не гарантировало, но атмосфера взрослого футбола с многочисленными зрителями на трибунах становилась особо приближённой.
В Курске перед игрой делали всё, что рекомендовал тренер. Кроме обязательной программы Стрельцов не возбранял и экскурсии по городу — с непременной явкой к командному автобусу в конкретно обозначенное время. Курск, нарядный и приукрашенный к майским праздникам, конечно, привлекал, но на часы юный Журбенко посматривал регулярно. И всё же, когда вернулся, увидел лишь задние номера родного автобуса. К курскому стадиону «Трудовые резервы» с сумкой наперевес добирался своим ходом — бегом. В раздевалке никто не корил, не выказывал претензий, все занимались привычным делом — экипировались, шнуровали бутсы, разминались. Узнал, что включён в заявку — запасным.
Публика за межсезонье по футболу успевала соскучиться, и первые матчи зрителей обычно привлекали — тоже традиция в прошедшем времени. Стартовые поединки, как правило, — разведка боем, и неизвестно ещё, какие заготовки-наработки тренировочных сборов пригодятся, какую игру в очном поединке позволит демонстрировать соперник. В тот день «Металлург» с фактором чужого поля не считался, но и местный «Авангард» на глазах своих поклонников и с их шумовой поддержкой старался выглядеть достойно. Игра получалась интересной, по крайней мере, публика на объективные аплодисменты не скупилась. А в перерыве Стрельцов скомандовал: «Во втором тайме вместо Угрина — Журбенко…».
Саму позицию — в средней линии и под нападающим — новой вроде не назовёшь, но всё это — в тренировочных вариантах. А тут сразу на суд зрителей… На плечи свалился груз — с доверием, ответственностью и вперемешку с чьими-то надеждами. Мяч ему доверили не сразу, а когда зрячим пасом партнёры его «рассекретили», то привычный «снаряд» от ноги полетел за боковую, причём на свою территорию.
Оттуда, с тыла, сразу примчался Бригадир — Олег Лизнёв с капитанской повязкой. «Что ты делаешь?! Тебя зачем выпускали?!», — капитан орал так смачно, что и многогласные трибуны приумолкли.
От стыда на поле деваться некуда, да и само действо продолжилось. И в следующем игровом эпизоде всё получилось совсем иначе. Вновь его нашёл зрячий пас, мяч привычно прилип к ноге, и Журбенко рванул вперёд, напрямую, а потом неожиданно, без обработки пробил.
Сергей и сам не ожидал, что мяч затрепыхается в сетке ворот «Авангарда». Гол получился на загляденье, потому что и чужие трибуны отреагировали аплодисментами. А к виновнику липецкого торжества во главе с Бригадиром мчались партнёры по команде. И капитан вновь орал, но ликующе: «Красава!!! Вот так и надо играть в футбол!».
В том матче это был победный гол — 2:1. До Журбенко гол в ворота курской команды забил Юрий Разнов, а ответный мяч в наши ворота провёл небезызвестный Сергей Шмыгарев, который в следующем сезоне перейдёт в липецкую команду и пропишется в ней на шесть лет. Но речь о Журбенко, у которого с этого памятного поединка и началась карьера на долгие годы. С перерывами по чужому недосмотру…
Источник:
"Липецкая спортивная газета". Владимир Курганников