
09.12.2009 "Липецкая спортивная газета". Сергей Губарев
Почему «Металлург» в прошедшем сезоне оказался в числе неудачников первого дивизиона? Мнение у каждого своё. Сегодня на вопросы корреспондента «ЛСГ» и любителей футбола отвечает президент футбольного клуба Борис ЧУМАРИН.
Состав Стёпушкину не диктовал
— Борис Анатольевич, сезон позади, подведите его итоги.
— Итоги — в итоговой таблице. Неудовлетворительные итоги. При этом основная причина вылета «Металлурга» — в недостаточном финансировании. Играя в первом дивизионе, мы имели бюджет клуба, занимающего во втором дивизионе с 10-го по 20-е место. Сразу было понятно, что наши шансы минимальны, средств для выступления в первом дивизионе изначально не было. Затем всё-таки было принято решение играть — мы вняли просьбам болельщиков, которые буквально требовали первый дивизион. В результате получили то, что и должны были получить.
В целом, на мой взгляд, виновато государство. Да, у нас много говорят с экранов телевизора о спорте. Но реальных причин двигать спорт вперёд, в частности футбол, сегодня не существует. Первоочередной задачей любого губернатора является повышение уровня жизни населения, сохранение рабочих мест, улучшение социальной сферы, поддержка ЖКХ, инвестиционный климат и так далее. Бизнесмены держатся за свой карман и думают, как увеличить прибыль. А от государства никаких ясных и чётких предложений по поводу финансирования спорта в нужном объёме мы, увы, не слышим.
— Однако во многих городах команды не бедствуют. В чём же причина краха липецкого спорта? Ведь не только футбольная, но и все остальные команды области влачат жалкое существование…
— В других регионах помогают спонсоры, представители крупного бизнеса, которые в нашей области не спешат на выручку спорту. В Липецкой области около 150 средних и крупных предприятий. И, поверьте, всем мы рассылали письма с предложениями проспонсировать клуб. К кому-то ездили лично, кто-то приезжал к нам, с кем-то общались по телефону. Но никто не захотел помочь команде!
Как бизнес занимается благотворительностью, финансированием социально значимых явлений, в частности массового и профессионального спорта? Хочется, чтобы этот вопрос был поднят средствами массовой информации и общественными организациями.
— Может, стоило провести этот сезон во втором дивизионе?
— А удовлетворило бы это болельщиков? Думаю, нет. Да, в этом случае я ходил бы героем, кричал бы, что не дали денег, бил бы себя в грудь. Сегодня я не герой. Я, оказывается, не специалист.
Хочу напомнить тем, кто так считает, что когда я возглавил областную федерацию футбола, мы наладили контакт с городом, с районными центрами. Улучшили организационную структуру проведения соревнований. Занялись мини-футболом, создали первую профессиональную мини-футбольную команду. Находясь у руля команд «Сокол-Цемзавод» и «Сокол-ДСК», я не раз выигрывал Кубок и чемпионат области. В целом областной футбол резко прибавил.
В первый сезон в «Металлурге» учредители поставили мне задачу быть в пятёрке. Мы стали вторыми. Когда учредители поставили задачу выйти в первый дивизион — мы выполнили эту задачу. Но всё это при соответствующих бюджетах. А если сегодня нет денег на футбол, какой смысл искать виноватых? Стёпушкин, Третьяков… И тот, и другой — хорошие тренеры. Я к ним с уважением отношусь и не пытаюсь ни из кого делать «козла отпущения». Я прекрасно понимаю, с каким контингентом они работали. Мы сделали ставку на молодых. Сохранили прошлогодний костяк команды. Тех, кто был лучшим во втором дивизионе — Иванова, Ивченко, Костина, Телегина, Алексеева, Шамрина, Кутьина, вернули Овчинникова. Но в первом дивизионе они лучшими стать не смогли, уступая своим оппонентам.
— На предсезонной встрече с болельщиками была поставлена задача занять место в десятке, хотя было ясно, что «Металлург» — самая бедная команда в дивизионе.
— Учредители поставили задачу сохранить прописку. Лично я ставил задачу попасть в десятку — чтобы не расслаблялись. Если бы сразу думали лишь о борьбе за выживание, ничего хорошего бы не вышло. И вроде поначалу у нас получалось, стартовали неплохо, но потом провалились.
— Обещанные деньги были получены в полном объёме?
— Нет. На сегодняшний день задолженность клубу составляет 7 миллионов рублей.
— Отставка Ешугова, который вывел команду в первый дивизион, оправданна?
— Да и к Ешугову я отношусь нормально. Хороший тренер. Но футбол, который он пропагандирует, при нашем бюджете не дал бы положительного результата. Мы решили, что Ешугов не создаст команду, которая удержится в первом дивизионе. Может, я ошибаюсь. Проанализировав ситуацию, было решено найти более молодого специалиста. Более амбициозного, голодного до своего дела. Специалиста, который с небольшими деньгами сможет удержать команду в первом дивизионе.
Выбор пал на Стёпушкина. И о своём решении я не жалею. Всё делалось открыто, без подводных течений. Со Стёпушкиным ранее знаком не был, но он соответствовал тем критериям, которые я хотел бы видеть. Сейчас, анализируя его отставку, понимаю, что если бы его не поменяли, то до конца бы и не поняли, что дело не в нём. При недостаточном финансировании вылет был неизбежен, но это стало ясно лишь после его отставки. Стёпушкину, конечно, обидно. Я его понимаю. Но такова судьба тренера. Когда команда не заиграла и при другом наставнике, мы убедились, что это и есть уровень команды.
— Получается, увольнение Стёпушкина считаете ошибкой?
— Нет. Было бы ошибкой, если бы его не уволили. Команда вряд ли сохранила бы прописку в первом дивизионе, и мы бы сейчас считали, что ошиблись с тренером. Хотя это неверно. Стёпушкин правильно в своём интервью сказал, что мы поздно стартовали. Решение об участии «Металлурга» в турнире первого дивизиона было принято в конце января, практически в феврале, и Стёпушкин появился в это время. Мы формировались в спешном порядке, когда все игроки уже на сборах с другими командами. Набирали футболистов, от которых освобождались соперники. Естественно, ошибки в комплектовании были. В целом команда была неплохая, но не хватало лидеров. Таких, как в прошлом сезоне Филиппенков, Скоков, Зангионов. Вместе с Алексеевым они бы создали костяк команды, их опыт и мастерство сыграли бы огромную роль. Алексеев, к сожалению, уже в начале сезона надолго выбыл, и в итоге в команде не нашлось лидера. Не было безоговорочных авторитетов, которые могли бы предъявить партнёрам претензии за некачественную игру.
И в первую очередь это связано с позицией главного тренера, который считал, что возрастные игроки не смогут помочь команде из-за своего возраста. Он хотел видеть более быстрых и молодых футболистов. На мой взгляд, это неправильно. В командах первого дивизиона я видел немало прекрасных игроков, которым за тридцать.
— Стёпушкин в своем интервью сетовал на то, что ему диктовали состав на игру...
— Состав на игру мы никому не диктовали. Это — прерогатива главного тренера. Единственным условием, которое мы сразу предъявили Стёпушкину — и он его принял — чтобы он ставил нас в известность о составе на матч. После игры мы состав обсуждали, и нередко возникали вопросы. Мне было непонятно, почему он иной раз менял победный состав, причём сразу трёх-четырех футболистов. Я интересовался почему, но не требовал ставить того или иного игрока.
— Буквально на следующее утро после отставки Стёпушкина команде представили нового главного тренера. Не поторопились? Может, стоило поискать другого специалиста?
— Какой смысл кого-то искать, если есть тренер с богатым опытом руководства командами первого и второго дивизиона? Ну, взяли бы другого, и я убеждён, что с этой командой он тоже ничего бы не сделал.
— Как оцените работу Третьякова? Команда опустилась при нём на последнее место (если не брать в расчёт снявшийся «МВД России»)…
— Последнее, не последнее — непринципиально. У нас был тяжёлый второй круг. В последних турах мы играли с мотивированными командами, а наши «коллеги по несчастью» порой брали незапланированные очки.
— Свои ошибки в неудачном выступлении команды видите?
— Не ошибается тот, кто ничего не делает. Футболом нельзя заниматься с наскока. Прежде всего, должна быть выработана стратегия команды на 3-5 лет, определена финансовая составляющая, чётко сформулированы задачи — где играть, какое место занять. То же самое касается второй команды и ДЮСШ.
— Клубу в этом сезоне передали права на продажу билетов. Смогли извлечь из этого какую-то выгоду?
— Добавлю: кроме прав на продажу нам передали и затраты на их изготовление. В итоге мы на билетах заработали не много. Если бы клубу передали не только билеты, но и стадион, я бы первым делом установил автоматический контроль на входе. Чтобы не было такого, когда контролёры и милиция пропускают кого хотят. В результате многие проходят бесплатно. А чтобы бороться с этим, не хватает людей.
— Сезон позади. Впереди новый. Какие планы?
— Ждём Совета учредителей. Не я определяю политику футбола. Её определяют учредители. Как решат, так и будет.
— Вы лично планируете остаться президентом клуба?
— На этот вопрос я смогу ответить лишь после того, как соберётся Совет учредителей.
«Поменьше думать о деньгах, побольше — о престиже»
«Второй тайм» общения с Борисом Чумариным состоял из ответов на вопросы болельщиков, озвученных на гостевой странице неофициального сайта «Металлурга».
— Почему после четырёх проигранных матчей Стёпушкина отправили домой, а Третьякова оставили? (Santosxxx)
— Чтобы не было чехарды. В сложившейся ситуации я уже не видел смысла менять Третьякова. Лучше уже не стало бы. Если за сезон поменять три-четыре тренера, это не значит, что будет лучше. Стёпушкин был хорош в одном, Третьяков — в другом. Стёпушкин лучше ладил с футболистами. Третьяков — тренер старой закваски, он требователен, что игрокам не нравится. Ему понадобилось больше времени, чтобы найти общий язык с командой. Возможно, этот момент мы не учли.
— Как вы в глобальном смысле понимаете цель существования клуба, чего хотите добиться, к какому итогу прийти? Что берёте за образец? (Ole Oleg)
— Есть чёткая структура управления футболом. В СМИ мы уже об этом говорили. В области сейчас два футбольных города — Липецк и Елец. Хорошо, если появятся ещё. Елецкий и липецкий футбол должны быть объединены так же, как и спортшколы. Липецк должен играть в первом дивизионе, Елец — во втором. Необходимо достаточное количество полей, медицинский центр. Обкатку все молодые футболисты должны проходить в Ельце, расти до первого дивизиона. В Липецке необходимо иметь не одно поле с «синтетикой» (на Соколе, которое сейчас только строится), а как минимум пять. Тогда мы сможем воспитывать своих мальчишек, которые составят впоследствии костяк команды. Президент клуба должен быть или крупным бизнесменом, или высокопоставленным чиновником, чтобы действительно иметь возможность для привлечения дополнительных средств. У меня такой возможности нет, я этого не скрываю.
— Собираетесь ли вы проводить работу с болельщиками? Почему в этом направлении до сих пор ничего не делается? (Ole Oleg)
— Как это не делается? Просили сайт — я сделал. На этом сайте задаются вопросы, на которые отвечает руководство. Проводятся онлайн-трансляции матчей, ежегодные встречи с болельщиками. Предоставлено помещение для фан-клуба, оказана помощь в его регистрации. Я готов всегда к диалогу с нормальными поклонниками футбола.
— Собираетесь ли вы работать системно, то есть не по принципу латания дыр, а на перспективу? (Ole Oleg)
— А разве это не видно? Информационно клуб стал более доступен. Мы не разгоняем детскую спортивную школу, а пытаемся её укрепить. Но сегодня мы не можем повысить тренерам заработную плату, что жизненно необходимо. В этом сезоне положили «синтетику» на стадионе, сейчас кладём на Соколе. Это, конечно, не только наша заслуга — помогли область и город. Если каждый год в городе укладывать по паре полей с синтетическим покрытием, было бы очень хорошо.
— Что сделал клуб для привлечения дополнительных спонсоров и средств? Что собирается в этой связи предпринимать в будущем? (Ole Oleg)
— Создан Фонд поддержки спорта. Но мы сегодня не имеем никаких рычагов воздействия. Стадион не наш, база не наша. Передайте клубу стадион, базу. Мы же платим сегодня за стадион 8 миллионов. Это входит в бюджет клуба! За базу в год — 12 миллионов! В итоге 20 миллионов из бюджета — долой. Уберите ещё расходы на детскую школу, а это порядка 10 миллионов. Вот из нашего бюджета 30 миллионов и ушло…
— Зачем вы стали президентом клуба? (Ole Oleg)
— Я не просился на это место. Меня вызвали учредители и предложили стать президентом. Сказали, что доверяют мне и хотят, чтобы я навёл порядок в клубе. Порядок я навёл.
— Вы, Мосягин или другие работники клуба где-то учились или собираетесь учиться управлению футбольным клубом? (Ole Oleg)
— Сейчас генеральный директор «Металлурга» Владимир Мосягин за счёт ПФЛ улетает в Германию на семинар руководителей клубов. Сергей Машнин закончил Высшую школу тренеров. Его мы направляли на обучение и семинары в Испанию и Турцию. Тренер дубля Виктор Аксёнов проходил курсы в ВШТ. Директора СДЮШОР Виктора Лысковцева посылали на тренерский семинар в Голландию.
— Пострадал ли «Металлург» в этом сезоне от действий судей? (Ole Oleg)
— Да, пострадал. Но гораздо меньше, чем в прошлом году. В первом дивизионе судьи работают гораздо лучше и чище.
— По каким учебникам и методикам ведётся подготовка детей в школе «Металлурга»? (Ole Oleg)
— По современным методикам работают. Здесь всё нормально.
— Нужен ли «Металлургу» тренер по физподготовке? Есть ли желание воспитать местного специалиста этого направления? (Ole Oleg)
— Нужен. И своего хотелось бы воспитать.
— Как оцените эффективность своей работы, какую оценку можете себе поставить? (Ole Oleg)
— В этом году — неудовлетворительно.
— В какой лиге должен играть «Металлург», где его место? (Ole Oleg)
— Первый дивизион. Место в десятке.
— Может, стоило более настойчиво обращаться за помощью к Лисину и Королёву? (Серёга)
— Обращался периодически.
— Не считаете своей ошибкой отставки тренеров? А это и большие отступные за разрыв контрактов, и чехарда с составом… (Lipa)
— Лебезить перед тренерами я не привык. Перед каждым ставится задача и определённые условия. С Ешуговым мы закончили сезон и расстались. Стёпушкин знал свою задачу, запросил определённую зарплату, на которую мы согласились. А отступные не такие большие. Это даже не отступные: мы заплатили ему за разрыв контракта, и всё.
— Тренером дубля вы назначили своего старого знакомого Аксёнова. Его уровень (судя по результату) — низкий. Не считаете это ошибкой? (Lipa)
— Человеку надо дать шанс проявить себя. Аксёнову его дали. Вторая команда выступила неудачно — это факт. Но здесь надо смотреть глубже. Если в соседних городах изменилось отношение к футболу, то у нас всё по-старому. Как играли на «Парусе», так и играем. У соседей по 5-10 искусственных полей, а мы только первое строим. У нас дети играют в футбол шесть месяцев в году, потому что в межсезонье просто негде — это ненормально! Будут поля, будем и мы получать ежегодное пополнение перспективными футболистами. А для Аксёнова этот сезон — школа. После Совета учредителей обязательно рассмотрим выступление второй команды, дадим оценку и сделаем выводы.
— Вопрос о Жуковском. Планируете ли вернуть Дениса в команду или надеетесь на забивного Обозного? (Дмитрий)
— Да нет у меня к Жуковскому особых претензий. Парню надо просто поменьше гонора и побольше активности. Поменьше думать о деньгах, а побольше — о престиже.