Не смотря на свой плотный график работы, накануне сезона президент футбольного клуба «Металлург» Борис Анатольевич Чумарин все же нашёл время для интервью официальному сайту клуба.
О сезоне 2008 года
- Какой момент в минувшем году был на Ваш взгляд самым сложным для «Металлурга»?
- Во втором круге после поражения в Воронеже и ничьей в Старом Осколе. Это был переломный период. Если бы мы оступились дома с Серпуховым, а затем в Курске, то сезон был бы потерян. К счастью, тренеры и игроки с честью вышли из этой сложной ситуации.
- Что Вы испытывали когда шёл заключительный матч сезона с ФЦШ-73, а на табло было 0:0?
- Колоссальное разочарование, что не смогли в заключительном матче поставить красивый восклицательный знак, порадовав своих болельщиков.
- Кто Вас первым поздравил с выходом команды в первый дивизион?
- Все кто находился на гостевой трибуне стадиона – Путилин, Гулевский, Марков, Синюц и многие другие. Позвонил по телефону и глава области Королев.
- Не буду спрашивать о разочарованиях в ком-либо. Кто Вас неожиданно порадовал в ходе первенства?
- Игра нападающего Кутьина, пожалуй, приятно удивила больше всего. Мог бы в этот ряд поставить и Рыбина, но ему помешала до конца раскрыться травма.
- Какой тост на банкете по случаю награждения команды по итогам сезона запомнился больше всего. Если не секрет – кто его произнес?
- Их было много. К примеру, глава региона Олег Королев хорошими словами отметил нашу победу и вселил надежду на успешное выступление в сезоне 2009 года, а руководитель ПФЛ Николай Толстых оценил перспективу «Металлург» как одного из ведущих клубов первого дивизиона.
О сезоне предстоящем
- Довольны ли Вы ходом подготовки и комплектованием команды?
- За короткий период мы проделали большую работу. Укомплектовали состав в основном молодыми и перспективными футболистами, прошли несколько продуктивных тренировочных сборов. Серьезных отклонений от плана подготовки не было.
- Чей трансфер достался наиболее сложно?
- Скорее не трансфер, а контракт. Много сил пришлось потратить чтобы наш ведущий защитник Николай Иванов остался в команде. Я удовлетворен, что все, как говорится, срослось.
- Прогноз дело не благодарное. И все же с оптимизмом входите вместе с командой в новый для Вас турнир?
- Без оптимизма мы бы и не стали браться за первый дивизион. Наша задача – расти в классе и прибавлять в мастерстве с каждым матчем.
- Что бы Вы пожелали накануне сезона игрокам, тренерам, болельщикам?
- Игрокам и тренерам я желаю хорошего настроения, удачи, выполнения задач и самоотдачи в тренировках и матчах, а болельщикам – наслаждения игрой и отсутствия разочарований.
О команде
- Вы уже можете сравнить чем отличается «Металлург» Степушкина от «Металлурга», который готовили поочередно Петрушин и Ешугов?
- Каждый из них очень разный как по характеру, так и по профессиональному подходу. Степушкина от его предшественников в первую очередь отличает его молодость. Так что не случайно и «Металлург» в этом сезоне стал заметно моложе. Если в прошлом первенстве средний возраст команды составлял 27,6 лет, то сейчас – 24,6 лет. Следовательно у команды появилась более ярко выраженная перспектива. К этому составу можно предъявлять самые современные требования с расчетом получить отдачу в результатах.
- Сформировалось ли ядро лидеров команды?
- Без лидеров не может существовать ни один коллектив. Есть он и в «Металлурге». На мой взгляд это Алексеев, Ивченко, Иванов, Костин, Кутьин, Телегин, Стефанович, Фомичев, Саввин… Впрочем надо остановиться, а то так я назову весь состав команды.
- Назовите три слова, которые на Ваш взгляд наиболее точно характеризуют главного тренера? Почему зимой из множества кандидатур Вы выбрали именно его?
- Перспектива, амбициозность и коммуникабельность. Нынешний главный тренер обладает большим оптимизмом, высокой квалификацией, знаниями тактики и стратегии футбола. Именно эти качества и привлекли членов совета учредителей «Металлурга».
О стадионе
- Есть ли у Вас в мечтах строительство нового стадиона или хотя бы реконструкция существующего?
- Конечно же есть. Почему бы не помечтать. Однако за мечтой должны стоять и реальные дела. С учетом сложной экономической ситуации в стране и мире позволить себе строительство нового стадиона мы пока не можем, а вот ремонт центрального стадиона «Металлург» и стадиона в районе Свободный Сокол – наша ближайшая задача. Последний объект хотим превратить в современную тренировочную базу, на которой смогли бы тренироваться все вплоть до воспитанников СДЮШОР. На «Металлурге» же уже давно напрашивается замена изношенных сидений, оборудование ложи для представителей средств массовой информации с откидными столиками, розетками, телефонами, установка новой аудиосистемы и много-много другое.
- Должен ли стадион принадлежать клубу?
- Непременно. Это основа из основ комплексного развития футбольного хозяйства любого клуба. «Металлург» здесь не исключение. Когда все в одних руках, то управлять и совершенствовать процессом гораздо легче и эффективнее.
- Необходима на стадионе система видеонаблюдения?
- По современным требованиям безопасности она просто необходима. В мире достаточно примеров когда именно видеонаблюдение помогло решить проблему беспорядков и вандализма на трибунах и за их пределами.
О клубе
- Турнир первого дивизиона, как бытует мнение, - это особое соревнование. Как идет процесс налаживания связей с коллегами из других клубов? Что интересного почерпнули из общения?
- Конечно же общаемся. Если отметить самое главное из того что я узнал и увидел у своих коллег, то в первую очередь это наличие у где-то 80% команд нашего дивизиона превосходных медицинских комплексов с самым современным диагностическим и лечебным оборудованием, с самыми современными компьютерными программами. Все давно поняли, что покупая игроков за очень серьезные деньги, нельзя экономить на их здоровье. Для «Металлурга» приобретение подобного медицинского комплекса – одна из важнейших задач.
- Успешный человек учится, как правило, всю свою жизнь. Удается ли сотрудникам клуба время от времени повышать свою квалификацию?
- За последнее время два наших тренера Сергей Машнин и Виктор Аксенов закончили Высшую школу тренеров. Работающие в детской спортшколе Сергей Журбенко, Виталий Миленин и Евгений Жуков отучились и получили тренерскую лицензию категории «С». Директор СДЮШОР Виктор Лысковцев принял участие в семинаре специалистов, который проходил в Голландии. Как видите, от требований времени стараемся не отставать.
- Деловой офис – лицо любой фирмы. Что бы Вы, как президент клуба, хотели бы видеть, глядя в «лицо» «Металлурга»?
- Если бы стадион принадлежал клубу, то обязательно бы затеяли серьезный ремонт, который давно напрашивается. То что было хорошо 10-15 лет назад, сейчас, естественно, устарело.
- Мягко говоря, материальная база клуба не соответствует современным требованиям. Достаточно сказать, что даже известный автобус с символикой «Металлурга» клубу не принадлежит, а им арендуется. Какие-либо перемены к лучшему в вопросе материального обеспечения планируются?
- Инфраструктура клуба не во всем выглядит скромно. К примеру, далеко не все клубы первого дивизиона располагают условиями, которые есть у нас на базе в «Парусе». А свои недостатки мы знаем: нет условий для тренировок в зимний период, нет своего автотранспорта или офиса, которые приходится арендовать.
- Как Вы думаете, вопрос акционирования клуба актуален для «Металлурга» или нет?
- Пока нет. Нет, к сожалению, желающих в нашем регионе вкладывать деньги в футбольное хозяйство, а значит теряется сам смысл акционирования.
О спортшколе
- Почти на одну треть нынешний «Металлург» скомплектован из своих воспитанников. На первый взгляд это прекрасно характеризует работу спортшколы. Так ли это?
- Я считаю что в «Металлурге» своих воспитанников ещё больше, так как причисляю к ним и всех ребят из Ельца. Разве они для нашего футбола чужие? Я не занимался специальными подсчетами, но уверен, что такого соотношения местный – иногородний нет, наверное, ни в одном клубе первого дивизиона. О работе нашей спортшколы скажу следующее: её резерв и перспектива в улучшении условий для тренировок. У нас хорошие и опытные тренерские кадры, работающие по современным методикам, но крайне скромная материальная база – нет футбольных полей. По сути дети полгода тренируются, а полгода ищут возможность тренироваться.
- Когда строились тренировочные поля в «Парусе» тогдашнее руководство клуба говорило, что на этих полях будут тренироваться и юные воспитанники. Получается выполнять эти планы?
- Получается, но далеко не всегда. Причина банальна – нет своего автотранспорта.
- Сейчас по всей стране гремит молва о не так давно созданных центрах подготовки юных футболистов в Тольятти, Казани, Московской области. Не кажется ли Вам, что Липецк, мягко говоря, отстает?
- Если в самое ближайшее время не начнем строить футбольные поля для детей, то действительно безвозвратно отстанем. Вы же видите с каким вниманием относятся к спорту федеральные власти, к примеру, президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. Мы просто не имеем право отставать в этой сфере жизнедеятельности человека. Спорт – это здоровье нации. А футбол – самый популярный вид спорта. Что тут ещё добавить?!
Об учредителях и спонсорах
- Генеральный спонсор – это учредитель или хозяин клуба, логотип титульного спонсора на футболке – это дополнительные деньги в бюджет. Ищет ли клуб титульного спонсора?
- Третий год ищем. Всем потенциальным спонсорам разослали свои предложения, со многими лично провели беседу. Однако, конкретных результатов пока нет.
- Спонсоры в регионах не идут в футбол, как правило, по двум причинам: бизнес самодостаточен и не нуждается в рекламе, бизнес московский и реклама в регионе ему не нужна. Так ли это в Липецке?
- Эти причины существуют, но есть и ещё одна, на мой взгляд, более важная. Законодательство в европейских странах построено так, что тамошнему бизнесмену просто выгодно финансировать социальные программы, в том числе и программы развития спорта в целом и футбола в частности. К сожалению, в нашей стране нет подобной законодательной базы. Спорт для нашего бизнеса, по большому счету, лишняя обуза. Поймите меня правильно, я не осуждаю бизнесменов. Они честно работают в рамках действующего законодательства.
- В поиске спонсора необходимо содействие региональных органов власти?
- Административный ресурс, если Вы об этом, где-то и сработает, но надо решать проблему в комплексе. Принять необходимые законы о развитии спорта – вот главная задача властных органов.
- Спонсора может привлечь только коммерческая выгода. Реклама на стадионе скорее может быть нужна производителям товаров народного потребления, чем, к примеру, авиастроителям или нефтяникам. Работает ли клуб с потенциальными рекламодателями?
- На размещение рекламы бизнес тоже идет неохотно. Дело в том, что у наших предпринимателей до последнего времени и так все шло хорошо. В отличии от западных фирм, где доход в условиях жесткой конкуренции считают десятыми долями процента, у нас сто-двести процентов прибыли считались нормой. Зачем ещё предпринимать какие-то усилия. Тратить средства на серьезную долгосрочную рекламу не было необходимости, разве только на текущие рекламные объявления. Может быть нынешний экономический кризис изменит это мировоззрение. Конкурентная среда может активизировать российский бизнес.
- Болельщики привыкли читать в газетах, что средства «Металлургу» обычно выделяют ОАО НЛМК и областной бюджет. А какова доля участия в жизни команды третьего учредителя клуба – администрации города Липецка?
- Город участвует в жизни «Металлурга» своим имуществом, то есть стадионом. Содержание стадиона – достаточно серьезная статья расхода.
О болельщиках
- Девиз футбольного бизнеса одного известного западноевропейского клуба гласит: «Выигрывать на поле и всерьез работать с болельщиками за его пределами». Что Вы думаете по поводу второй части этого девиза? Как надо работать с болельщиками?
- К своим болельщикам «Металлург» относится с большим уважением. Их поддержка нам крайне важна. Если бы наше финансовое состояние было бы более обширное, то клуб организовывал бы выезды болельщиков и в самые дальние регионы страны. В нынешних же реалиях мы вероятно сможем организовать поездки в ближайшие города: Москву, Белгород, возможно в Ярославль. Но организация выездов на матчи не единственная форма работы с болельщиками. Совсем недавно начал работать официальный интернет-сайт клуба. С его помощью налажен прямой оперативный диалог с поклонниками нашей команды. Кроме того руководители клуба постоянно встречаются с представителями фан-движения.
- В этом сезоне «Металлург» вновь получил возможность самостоятельно определять билетную политику. Это благо для клуба или лишняя головная боль, если учитывать посещаемость матчей и стоимость билетов?
- Ответ на этот вопрос мы сможем дать в конце сезона, когда сведем, как говорится, дебет с кредитом.
- Не настораживает Вас возможное появление фальшивых билетов или ненадлежащая работа контролеров? Об электронной системе считывания билетов можем помечтать?
- Все эти проблемы знаем. Будем предотвращать. Как только станем богаче, то обязательно поставим и турникеты с электронной системой считывания билетов.
- Предусмотрена система бонусного поощрения болельщиков?
- Самый главный бонус – абонемент. Вы платите всего 1000 рублей и целый сезон за вами закреплено постоянное и одно из самых лучших мест на трибуне. Разве это не бонус?
- Владелец «Милана» Берлускони, приглашая кого-либо из своих друзей на матч, идет в клубную кассу и покупает для них билеты. За рубежом в качестве документов для прохода на стадион есть только билеты и абонементы. Лишь непосредственные участники матча - тренеры, футболисты, судьи - проходят по карточкам участников. В России подобное возможно? Почему даже состоятельные господа считают зазорно купить билет в кассе? Может льготный пропуск – это их престиж?
- В Италии и в России разный менталитет. И нельзя говорить где он хуже или лучше. Он просто иной. В некоторых странах принято, к примеру, приходя в ресторан на день рождения друга, оплачивать званный ужин самостоятельно. Представить подобное в России трудно. Так и с системой льготных пропусков. У нас они есть, у них нет. - Будем считать, что льготный пропуск позволяет занятому господину не стоять в очереди. - Для этой же цели и абонемент. Более того мы обязательно сделаем в клубе услугу доставки абонементов в любую часть города после их заказа телефону. Только вот решим проблему с автотранспортом, о которой уже упоминали.
Источник: