В одном из матчей Кубка России опытный защитник Каплан Хуако получил досадную травму и выбыл из игры на два долгих месяца, так что недавно произошёл его «второй дебют» в составе «Металлурга».
Без Иванова страдает как защита, так и нападение
- В матче на Кубок вы получили обидную травму, как показалось, на ровном месте. Что же там всё-таки произошло?
- Всему виной низкое качество искусственного поля, которое едва ли соответствует современным стандартам. В том злополучном эпизоде я играл на опережение и даже не понял, как всё вышло... Подвернул ногу, и вес тела оказался на ней.
- Совсем недавно вы вернулись в строй, провели матч с «Луховицами». Тяжело было налаживать взаимопонимание с партнерами?
- Взаимопонимание никуда не пропало, другое дело - игровая практика. Тут хочешь, не хочешь, а работать приходится по полной. Очень тяжело на тренировках, не говоря уже об официальных матчах.
- Не заметили, что-то изменилось в игре команды после вашего возвращения?
- Да нет, всё нормально. Разве что травмированных стало чересчур много.
- Как оцените свою сегодняшнюю форму?
- Готов сейчас процентов на восемьдесят. Чувствую себя хорошо, но это далеко не предел. Череда травм вносит свои коррективы, поэтому приходится играть даже тем, кто находится не в оптимальных кондициях.
- Вы заработали репутацию цепкого, неуступчивого защитника. Насколько, на ваш взгляд, существенна потеря Николая Иванова для оборонительных построений «Металлурга»?
- Я очень уважаю Николая и как футболиста, и как человека. Он - грамотный защитник, и потеря, конечно, серьёзная. Причем в его отсутствие страдает не только оборона, но и нападение! Все знают, как здорово Коля действует при стандартных положениях у чужих ворот.
- Так получилось, что «Металлург» провёл целую серию матчей без своих лидеров последних лет - Николая Иванова и Рафаэля Зангионова. К счастью, оба идут на поправку, но если предположить, что нашей команде и дальше придётся обходиться без них, то «Металлург» протянет? Каков запас прочности у команды?
- Что касается Зангионова, то это очень квалифицированный футболист. Нам его не хватает, команде приходится непросто. Это видят все: и зрители на трибунах, и мы сами. Порой мы теряем концентрацию, и в течение одного, даже победного, матча у нас случаются если не провалы, то не слишком удачные отрезки. Однако подъезжают новые игроки, так что, надеюсь, всё будет в порядке.
Почему бы не помочь земляку?
- Перейдём к делам минувшим. Расскажите, откуда вы родом, где начинали свою карьеру...
- Я родился в Майкопе, в Адыгее. Там же и начинал играть. В майкопской «Дружбе» дебютировал, кажется, в 1994 году. В 1999 году перебрался в нальчикский «Спартак», где провел четыре сезона. Затем играл в Хабаровске. В прошлом году вернулся в Нальчик, но после первого круга чемпионата-2007 меня вновь позвали в Хабаровск, где у меня сложились прекрасные отношения с генеральным директором «СКА-Энергии».
- Неужели не хотелось закрепиться в команде, выступающей в премьер-лиге?
- За основу нальчикского «Спартака» я сыграл тогда три или четыре матча, а по большей части выступал за дубль. А когда сидишь на лавке, то абсолютно нет стимула. В тридцать лет нужно постоянно выходить на поле, иначе начнёшь деградировать.
- В «Металлург» вас привёл Софербий Ешугов?
- Я должен был переехать в Липецк ещё в прошлом году, так как Владимир Владимирович (генеральный директор «Металлурга» Владимир Мосягин - Прим. СК.) был заинтересован в моих услугах, но тогда я предпочёл вариант со «СКА-Энергией». На сборах перед началом этого сезона новороссийский «Черноморец», с которым я заключил предварительный контракт, встречался с «Металлургом», и я даже не знал, что главный тренер этого клуба - Софербий Бачмизович. Мы встретились, поговорили, и я решил - а почему бы не помочь земляку?
- Вы давно знаете Ешугова?
- Да с тех самых пор, как начал играть в футбол на взрослом уровне. Что я могу сказать о нём? Хороший человек и хороший тренер, который всегда идёт к поставленной цели.
- Существует представление о двух типах тренеров - демократе и диктаторе. Согласны ли вы с таким делением и если да, то с кем предпочитаете работать?
- Я поиграл у многих специалистов, и тренеры действительно бывают разные, но разделение несколько другое - есть квалифицированные наставники, а есть откровенно слабые. Многие удивляются, почему в России нет футбола. По-моему, тренерская проблема играет здесь немалую роль.
- Не планируете, кстати, сами стать тренером?
- Такая мысль была, но пока я её отгоняю. У меня ведь семья, трое детей, сейчас ждём четвёртого...Хочется больше времени проводить с ними. Но я вовсе не исключаю, что когда-нибудь вернусь к этому вопросу. Всё возможно.
- Каковы ваши планы на будущее, после завершения карьеры футболиста?
- У меня свой бизнес в Майкопе. Без дела не останусь.
- Всё более значимую роль в команде начинает играть ваш старый знакомый по «СКА-Энергии» Сергей Рыжих. Что скажете об этом игроке?
- Он нападающий таранного типа. В Хабаровске мы использовали его примерно так же, как Яна Коллера сейчас в Самаре - вся верховая игра шла через него. Наличие такого высокорослого форварда отвечает современным тенденциям развития футбола: мощный нападающий, способный побороться вверху, на острие и два шустрых инсайда под ним.
В Орехово против нас играли, словно последний раз в жизни
- С кем ещё вы были знакомы, когда приходили в «Металлург»?
- Да по большому счёту со всеми, за исключением, может быть, двух-трёх человек. Мы все вращаемся в одном футбольном кругу, часто видимся, например, на сборах. В Турцию приедешь, а там 30 российских команд готовятся, из них пять в одной с тобой гостинице. Так что вечерами встречаешь много знакомых лиц.
- С кем в таком случае у вас сложились особенно тёплые, дружеские отношения?
- Хорошие отношения у меня со всеми ребятами. Уверяю, что у нас сплочённый коллектив. Нет каких-то отдельных группировок: молодые - старые... Или местные - приезжие - иностранцы, как в первой лиге иногда бывает.
- Вам нравится Липецк?
- Да. К городам привыкаешь - мне во многих довелось жить. Правда, когда раньше я приезжал играть в Липецк, то город мне показался серым. Из гостиницы, в которой мы жили, открывался унылый вид. Сейчас я смотрю по-другому и понимаю, что на самом деле Липецк - замечательный, красивый город.
- Семья живёт с вами?
- Нет, они уехали домой, в Майкоп - детям нужно готовиться к школе.
- Что делаете в свободное от игр и тренировок время?
- Чаще всего сижу за компьютером, на сайте «Одноклассники», например. Эта зараза и ко мне прицепилась (смеется).
- Вернёмся к делам «Металлурга». О чём у вас сейчас мысли - о тамбовском «Спартаке», воронежском «Динамо» или, может, уже о первом дивизионе?
- Непосредственно перед матчем я стараюсь ни о чём не думать. По молодости я нередко перегорал - сильно волновался, забивал себе голову. И один из моих партнёров по «Дружбе» Геннадий Тимофеев научил меня не думать ни об игре, ни о сопернике. С тех пор я это правило не нарушаю и только в день игры до обеда сплю, а после обеда начинаю постепенно настраиваться и концентрироваться.
- В этом году болельщики ждут от «Металлурга» только первого места. Есть какие-то вещи, пусть даже мелочи, которые мешают команде двигаться к заветной цели?
- Да ничего нам не мешает! Всё зависит только от нас самих. Я приехал сюда за тем, чтобы в конце сезона бросить свою футболку на трибуну, а тот, кто её поймает, повесил бы её у себя дома и сказал: «Они вышли в первую лигу!» Это моя мечта.
В каждом следующем матче хочется выходить на поле и давить, как танк.
Команда у нас сбалансированная, и на неё хочется смотреть, как на единое целое.
Конечно, присутствуют и внешние факторы. Ни для кого не секрет, что конкуренты стимулируют наших соперников. Взять тот же матч в Орехово-Зуево - против нас там играли со здоровенными шипами на бутсах, выходили как на последний бой в жизни. А когда мы забили гол, соперники схватились за головы - мол, деньги уплывают!
Да-да, бывает в футболе и такое...